Установка сиденья
Существует два основных подхода к измерению положения сиденья по отношению к передней части рамы. Некоторые картингисты измеряют расстояние от края передней части рамы до переднего края сиденья (A и B на рисунке). Другие же измеряют расстояние от верхней точки задней части сиденья до верхней точки шкворня (D и E). Первый подход является наиболее простым и популярным в настоящее время. Тем более большая часть сидений в картинге на данный момент - Tillett модель T11 или его клоны.
В таблице ниже представлены основные значения параметров A, B (расстояние от передних краев сиденья до передней части рамы) и C (расстояние от верхней точки сиденья сзади до оси) при установке сиденья на шасси Tony Kart, в зависимости от роста гонщика. Оригинальный документ от завода Tony Kart также доступен в формате PDF.
Рост пилота | 150-160см | 160-170см | 170-180см | 180-190см |
A | 640мм | 650мм (+10мм для KZ) | 660мм (+10мм для KZ) | 665мм (+15мм для KZ) |
B | 645мм | 655мм (+10мм для KZ) | 665мм (+10мм для KZ) | 670мм (+15мм для KZ) |
C | 200мм | 195мм (+5мм для KZ) | 190мм (+5мм для KZ) | 185мм (+10мм для KZ) |
Для детских шасси рекомендуются следующие размеры.
Рост пилота | 130-140см | 140-150см |
A | 545мм | 555мм |
B | 550мм | 560мм |
C | 145мм | 140мм |
Если трасса грязная и сцепление с дорогой не хватает, размеры A и B можно увеличить на вплоть до 20 мм, для увеличения веса задней части шасси. Это поможет в тот момент, когда пилот нажимает на газ. В условиях низкого сцепления с дорогой сиденье также может быть поднято выше, увеличив размер G на 10 мм.
Крепление дополнительных грузов
При креплении грузов к сиденью используйте оба предусмотренных отверстия. Проверьте, что грузы висят в соответствии с регламентом соревнований, в которых вы участвуете. Для общего баланса шасси обычно их следует размещать с противоположной стороны от двигателя под сиденьем на переднем крае (под ногой пилота). Это будет хорошей отправной точкой.
Дополнительные жесткости сиденья
Новый карт OTK оснащен двумя дополнительными жесткостями сиденья, по одной на каждую сторону. Эти дополнительные жесткости сиденья крепятся к верхней части опор подшипников. Многие гонщики предпочитают использовать по две жесткости с каждой стороны, что эффективно увеличивает прямое давление от переноса веса водителя на задние шины. Это, в свою очередь, улучшает сцепление задней части шасси.
Убирая жесткости сиденья, вы позволяете задней части шасси легче "отпрыгивать" трассы. Это может быть дополнительным преимуществом при попытке улучшить производительность шасси в поворотах. Однако будьте осторожны: удаляя жесткости сиденья, вы можете улучшить начальную фазу поворота, но повышается вероятность возникновения заноса при выходе из поворота, а также нарушения общего баланса шасси.
Регулировка кастера и развала
Кастер и развал могут быть отрегулированы с помощью эксцентриков. Рекомендует начинать с полного кастера, который можно достичь, направив стрелку верхнего эксцентрика вперед, а стрелку нижнего эксцентрика назад. Это обеспечит максимальное сцепление передней части шасси с точки зрения кастера, а также это максимально усложнит поворот руля карта.
Эксцентрики можно поворачивать для уменьшения кастера, что облегчит управление шасси и также уменьшит сцепление передней части. Геометрия передней части шасси может влиять на его поведение различными способами в зависимости от условий на трассе.
В случае шасси Tony Kart эксцентрики влияют одновременно и на развал и на кастер. Для более точной настройки существуют эксцентрики с разным углом наклона.
Регулировка высоты передней части шасси
Гоночный карт Tony стандартно имеет три шайбы, которые размещаются между кулаком и рамой, и служат для настройки высоты шасси.
Увеличение высоты передней части карта
Это достигается путем перемещения шайб, расположенных под кулаком наверх. Это поможет в том случае, если количество "держака" на трассе растет и появляется недостаточная поворачиваемость.
Уменьшение высоты передней части карта
Если опустить переднюю часть карта, будет казаться что карт стал управляться легче, однако эффективность работы переда упадет. Это тоже может быть полезно во время езды на трассах с большим количеством "держака", когда пилоту сложно ехать из-за переизбытка сцепления с дорогой.
Угол Аккермана и регулировка рулевого управления
Существуют два типа рулевых колонох OTK: стандарт и тюнинг (она же "с отверстием", она же "спешл"). На обоих типах рулевых колонок есть два места крепления рулевых тяг. Обычно используются нижние отверстия, который соответсвтуют большему углу Аккермана.
Когда рулевые тяги расположены в верхних отверстиях, угол Аккермана уменьшается. Уменьшение угла Аккермана облегчает рулевое управление и уменьшает физическую нагрузку пилота, однако это также уменьшает радиус поворота передних колес, делая переднюю часть менее эффективной и чувствительной к повороту руля.
Специальная (тюнинг) рулевая колонка имеет ещё больший угол Аккермана. Оба ряда отверстий для крепления рулевых тяг находятся дальше от оси колонки, что увеличивает отзывчивость передней части шасси.
Регулировка высоты задней части шасси
Гоночные карты OTK, выпущенные после 2006 года, оснащены трехпозиционной регулировкой задней части шасси. Каждое шасси стандартно поставляется с осью, установленной в центральное положение отверстий. Мы настоятельно рекомендуем начинать с задней высоты шасси в центральном положении и регулировать ее по мере необходимости на трассе. Как правило, эти регулировки не проводятся часто, однако, когда они делаются в правильном направлении, на секундомере будет заметен положительный результат.
Уменьшение высоты задней части карта
Это означает поднятие оси в верхний ряд отверстий, что, в свою очередь, понижает положение шасси относительно поверхности трассы. Обычно это делается для того, чтобы "освободить" заднюю часть шасси, тем самым снизив уровень сцепления. По сути, таким образом вы облегчает поднятие внутренней задней шины во время поворота.
Обратите внимание, что чрезмерный подъем внутренней задней шины может вызвать больше негативных проблем, чем принести пользу. Преимущество этого изменения также будет заметно при торможении: когда шасси ближе к поверхности трассы, общее торможение приведет к менее нервному поведению шасси.
Увеличение высоты задней части карта
Этот вариант может принести эффективные результаты, но редко. Это изменение увеличит уровень сцепления задней части шасси.
Жесткость задней оси
Оси являются одной из самых важных тем при настройке картинга, и это вполне оправданно. OTK производит семь осей разных жесткостей. Тип оси OTK N является стандартом. Эта ось средняя по жесткости, именно с этой осью каждое шасси поставляется с завода.
Таблица жесткостей OTK представлена на рисунке ниже.
Какую ось лучше использовать и когда?
Обычно в картинге считается, что более мягкая ось, например тип U или Q, "развяжет" шасси, позволяя ему более свободно двигаться по трассе. Это может быть правдой в большинстве случаев, но обычно не с шасси OTK. Как правило, рекомендуется использовать более жесткую ось (тип H или HH), когда количество "держака" на трассе растёт.
Мягкие оси рекомендуются для использования, когда уровень сцепления невысокий. Почему это так? Это обусловлено тем, что шасси изготавливаются из мягкой трубы диаметром 30 мм. С мягким шасси и мягкой осью вы фактически заставляете шину работать больше, увеличивая боковое сцепление. Это в свою очередь вызовет "подпрыгивание" шасси, и, следовательно, потерю его эффективности. Если не уверены в настройках - возьмите ось N. Она используется в 80% случаев. По мере увеличения уровня "зацепа" можете попробовать перейти на ось "H". Помните, что ось не работает отдельно от шасси, она его часть, поэтому увеличение жесткости оси также улучшит баланс шасси.
Передняя жесткость (торсион)
Каждое шасси поставляется в комплекте с плоской передней жесткостью. Этот торсион можно заменить на один из трех круглых 30-миллиметровых торсиона с различной толщиной стенок. Дополнительные передние жесткости имеют толщину стенок 1.0 мм, 1.5 мм и 2.0 мм соответственно.
Торсион толщиной 2.0 мм является самым жестким, что позволяет передней части шасси лучше работать на трассах с высоким уровнем сцепления, однако это также приведет к тому, что пилоту будет сложнее управлять картом. Самой популярной на сегодняшний день является круглая жесткость 1.0 мм.
Задние колесные ступицы
Задние ступицы варьируются по длине и материалу/жесткости. Все карты OTK с завода оснащены задними ступицами из магния средней длины 50х92 мм. Мы рекомендуем ступицы из магния, так как они жестче, чем алюминиевые ступицы. Это создает дополнительную стабильность, а также улучшает управляемость карта.
Короткие задние ступицы позволяют задней части шасси и соответственно колесу больше работать, это особенно важно в маломощных классах картов.
Самая длинная ступица 148 мм используется и рекомендуется только для картов KZ с коробкой передач. Эта ступица добавляет больше сцепления и стабильности.
Основные советы для езды в дождь
Часто делать, если необходимо срочно переключиться с сухой настройки на дождевую, когда у вас всего 10-20 минут времени? На самом деле можно успеть перенастроить почти всю машину.
Рекомендации для дождя
- Расширьте передние ступицы по максимуму.
- Сузьте ширину задней колеи.
- Ослабьте дополнительные жесткости сиденья, можно оставить их на месте, но убедитесь, что они ослаблены, а гайка едва прикреплена (главное чтобы она не отвалилась).
- Снимите или расслабьте передний торсион.
- Ослабьте болты пола.
- Увеличьте расхождение на 4 мм.
Если трасса очень мокрая
- Расширьте передние ступицы как можно больше, установите самые длинные передние ступицы.
- Сузьте ширину задней колеи, используйте самые короткие задние ступицы.
- Ослабьте дополнительные жесткости сиденья, можно оставить их на месте, но убедитесь, что они ослаблены, а гайка едва прикреплена (главное чтобы она не отвалилась).
- Снимите или расслабьте передний торсион.
- Ослабьте болты пола.
- Увеличьте расхождение на 4 мм.
- Поднимите переднюю часть шасси.
- Установите более мягкую заднюю ось и/или поднимите заднюю часть карта.
- Поднимите сиденье, чтобы поднять центр тяжести пилота.