Правильная установка сиденья
Каждый производитель шасси указывает базовые размеры для установки сиденья. Эти параметры определяются тестами на трассе и зависят от модели шасси. Хотя внешне рамы могут быть похожи, жёсткость труб отличается, а значит и позиция сиденья может варьироваться на несколько сантиметров. Если вы купили б/у карт и не имеете схему установки сиденья, можно установить его в некое стандартное положение. Вы можете найти таблицы в конце статьи.
Один из основных размеров — расстояние от левого переднего поворотного кулака до верхней кромки спинки сиденья (по центру).
Именно левый поворотный кулак даёт стабильную точку отсчёта для всех шасси (в отличие от передней трубы, которая может отличаться в зависимости от геометрии рамы). Кроме того, на левую сторону приходится смещение массы из-за двигателя, а сиденье обычно немного повёрнуто вправо.
Также важно проверить симметрию: расстояние от бака до правой передней кромки сиденья должно быть примерно на 1 см больше, чем до левой.
Дно сиденья должно быть на 3 мм ниже нижнего боковых обтекателей. Если карт используется для тренировок, можно установить сиденье вровень с коробами, чтобы избежать повреждений при выезде за трассу или наезде на поребрик.
Важные моменты при установке
Одна из частых ошибок — устанавливать сиденье строго по центру между креплениями, сгибая оба боковых кронштейна. Этого делать нельзя. Правый кронштейн (со стороны двигателя) сгибать запрещено: его положение заводом определено для оптимального центра тяжести, а сам кронштейн может быть усиленным. Гнётся только левый кронштейн.
Пластины, которые крепят сиденье сбоку, нужно подгибать по форме сиденья. Под сиденьем и по бокам не следует использовать мягкие прокладки вроде резины — они мешают правильно работать сиденью. Лучше использовать алюминиевые или тефлоновые шайбы.
Как рост пилота влияет на установку сиденья
Если рост пилота в классах KZ или OK меньше 165 см, сиденье следует сдвинуть вперёд на 1–2 см, чтобы он мог дотянуться до руля и педалей. Также потребуется сиденье с более «прямой» спинкой (меньший угол наклона), чтобы поднять центр тяжести и увеличить прижимную силу.
Если рост пилота выше 180 см, сиденье можно сдвинуть назад на 1–2 см. Лучше выбрать сиденье с большим наклоном спинки (больший угол), это позволит вытянуть ноги и корпус.
Как меняется поведение карта при перемещении сиденья
Перемещая сиденье вперёд или назад, мы меняем распределение веса. Совет — начинать со стандартного положения и изменять его только тогда, когда дорога накатана, а геометрией шасси не удаётся достичь нужной настройки.
Если сдвинуть сиденье назад, увеличивается сцепление задней оси: улучшается держак при торможении и на выходе из поворота, но снижается острота управления на входе в поворот.
Если сдвинуть сиденье вперёд, увеличивается сцепление на передней оси: карт лучше заходит в поворот, возрастает управляемость. Но зад становится менее стабильным, особенно при торможении.
Перемещать сиденье стоит минимум на 5 мм, чтобы ощутить разницу в поведении. Для неопытных пилотов — не менее 1 см. Все тесты нужно проводить в стабильных условиях.
Как следует перемещать сиденье в классе с коробкой передач
В классах KZ, где моторы обладают большой мощностью, важно максимально эффективно реализовать сцепление с трассой. Для этого рекомендуется сдвинуть сиденье назад на 1 см относительно стандартного положения, указанного производителем. Как уже говорилось выше, смещение центра тяжести назад увеличивает прижим задней оси, что помогает на выходе из поворотов и при торможении.
В классах с коробкой передач можно также установить дополнительные жёсткости между сиденьем и опорами подшипников оси. Эти растяжки увеличивают держак в средней части поворота. Обычно устанавливают четыре жёсткости — по две с каждой стороны от сиденья. Они могут крепиться как изнутри, так и снаружи подшипниковых опор. Если на трассе больше правых поворотов, можно установить две тяги слева от сиденья и только одну справа — это создаёт дополнительную поддержку в поворотах и увеличивает сцепление.
Что делать в бескоробочных классах
Во всех бескоробочных классах, включая детские классы, предпочтение отдают настройке, при которой карт ведёт себя более плавно, а не «прилипает» к трассе задней осью — избыточное сцепление на выходе из поворота может привести к потере мощности и замедлению. Поэтому сдвиг сиденья вперёд на 1 см может стать хорошей отправной точкой для более свободного поведения задней части карта.
Тем не менее, всегда нужно оценивать поведение карта на трассе и помнить: если центр тяжести слишком сильно смещён вперёд, это приводит к недостатку держака сзади, и карт становится скользким на выходе из поворота.
Как установить сиденье для дождевых условий
Во всех классах, при мокром покрытии, рекомендуется поднять центр тяжести — как самого карта, так и пилота — чтобы улучшить сцепление в середине поворота. Я рекомендую поднять сиденье на 2 см. Как это сделать?
Необходимо полностью открутить все болты крепления и аккуратно поднять сиденье вертикально вверх на 2 см, не меняя наклон спинки. Затем под сиденье добавляют проставки нужной высоты, и сверлят новые отверстия для боковых креплений и, если нужно, для дополнительных жёсткостей. Это нужно делать аккуратно, чтобы не сместить сиденье вперёд или назад и сохранить его дно параллельным земле.
Если в классе с коробкой передач уже установлены растяжки между сиденьем и шасси, рекомендую ослабить их крепёж — это увеличит гибкость шасси, что особенно полезно в дождь. Если нет времени поднимать сиденье, можно просто ослабить боковые крепления сиденья к шасси — это тоже смягчит поведение карта.
Вы также можете воспользоваться специальной накладкой для сиденья Tillett, которая моментально поднимет центр тяжести пилота.
Как жёсткость сиденья влияет на поведение карта
Сиденья бывают разной жёсткости в зависимости от используемых материалов. Например, сиденья из кевлара или углеродного волокна — лёгкие, но жёсткие. Сиденья из полиэстера и хлопка — мягче и гибче, но тяжелее.
Более мягкое сиденье делает шасси более подвижным, позволяет ему «играть». Жёсткое сиденье, наоборот, ограничивает работу шасси, снижая его способность изгибаться. В классах с коробкой передач я рекомендую использовать более мягкие сиденья — они увеличивают сцепление и помогают реализовать мощность. А вот в классах с объёмом 60 куб.см и бескоробочных, наоборот, лучше подойдёт немного более жёсткое сиденье — оно делает поведение карта свободнее в середине и на выходе из поворота.
Это общие рекомендации. Чтобы выбрать идеальную жёсткость, нужно учитывать и само шасси: если шасси гибкое — берём жёсткое сиденье, если шасси жёсткое — можно установить мягкое сиденье. Всё это помогает найти нужный баланс в настройке карта.
Стандартные размеры установки сиденья
Мини
Размер A–B
От 87 до 90 см — от левого поворотного кулака (A) до середины верхнего края спинки сиденья (B).
Размер C–D
От 19 до 21 см — от оси (C) до середины верхнего края спинки сиденья (D).
Размер E
Плоское дно сиденья должно быть на 3 мм ниже нижней кромки боковых пластиковых отбойников.
Размер F
Расстояние от бака до левого переднего угла сиденья должно быть примерно на 1 см больше, чем такое же расстояние справа.
OK/KZ
Размер A–B
От 105 до 107 см — от левого поворотного кулака (A) до середины верхнего края спинки сиденья (B).
Размер C–D
От 19,5 до 20 см — от оси (C) до середины верхнего края спинки сиденья (D).
Размер E
Плоское дно сиденья должно быть на 3 мм ниже нижней кромки боковых обтекателей шасси.
Размер F
Расстояние от бака до левого переднего угла сиденья должно быть примерно на 1 см больше, чем такое же расстояние справа.