Каталог
Температура шин в картинге и использование пирометров (TKART)

Температура шин в картинге и использование пирометров (TKART)

Почему важно контролировать температуру шин?

Температура является лакмусовой бумажкой давления в шинах и настройки карта: знание этих показателей поможет лучше понять ваше транспортное средство и подготовить его к тестам или гонкам. Каждая шина, в зависимости от производителя и состава, имеет оптимальный температурный диапазон, при котором резина достигает максимальных показателей долговечности и производительности. Знание этого температурного диапазона для ваших шин является ключевым для того, чтобы получить максимум от карта. Все температуры, выходящие за пределы этого диапазона, не только влияют на структуру шины, снижая уровень сцепления с асфальтом, но и негативно сказываются на производительности, не позволяя вам работать на оптимальном уровне. Например, повышение температуры шины даже на 5°C выше оптимального диапазона резко снижает сцепление. В такой момент невозможно снизить температуру, просто изменив стиль вождения: если вы участвуете в тестах, вам придется остановиться и изменить настройку или давление; если вы находитесь в гонке, конечный результат будет печален. Нужно тщательно анализировать температуру шин, чтобы не выбросить очередной комплект в мусорное ведро.

tyre_temp_1-1726660145584.png

Как узнать правильную рабочую температуру шин?

Каждый производитель и каждый состав шин имеют разные оптимальные рабочие температуры, и это важная информация, которую должен предоставить производитель. По моему опыту, универсальный диапазон температур составляет от 85°C до 95°C. Следует отметить, что мы говорим о диапазоне, так как температура каждой части шины может отличаться. Для анализа состояния шины температура измеряется в трех точках протектора: внутренней (T1), центральной (T2) и внешней (T3). Поскольку у картов нет подвески, тяга, создаваемая двигателем, заставляет ось гнуться. Это движение влияет на внутреннюю часть задних шин, где прикладывается наибольшая нагрузка. То же самое происходит на передней оси карта, где угол развала также больше нагружает внутреннюю часть шин. Поэтому температура должна постепенно увеличиваться к внутренней части резины. В идеале шина, работающая оптимально, должна иметь T1 при 95°C, T2 при 90°C и T3 при 85°C: температуры в правильном диапазоне, показывающие линейное снижение от внутренней к внешней точке.

Есть ли визуальные индикаторы, указывающие на то, что температура шин ниже или выше оптимальных значений?

Если у вас нет пирометра, вам придется полагаться на зрение и прикосновение, чтобы понять, как работают шины. Начнем с визуальных примеров. Шины, температура которых значительно ниже оптимальных значений, будут сильно скользить в поворотах. Это скольжение происходит из-за недостаточного сцепления и вызывает множество мелких разрывов на каркасе ("грейнинг").

В этой ситуации не только протектор будет поврежден, но и будет очень трудно, если не невозможно, достичь правильных температур. Температуры, значительно превышающие оптимальные, приведут к "блистерингу", т.е. отслоению резины от протектора из-за появления воздушных пузырей из-за высоких температур внутри шины.

В отличие от "грейнинга", из "блистеринга" нет выхода, поскольку это не только ухудшает производительность, но и сокращает срок службы шины, вызывая серьезные структурные и необратимые повреждения. Также прикосновение может помочь понять, как работают ваши шины и показывают ли они равномерный износ. Например, может возникнуть впадина в центральной части протектора, что чаще происходит при низком давлении или когда шина не имеет жесткой структуры.

Это приведет к тому, что боковины будут находиться при оптимальных уровнях температуры, в отличие от центра, который, не достигая нужной температуры, будет деградировать быстрее, создавая впадину. Температуры при этом могут быть: внутреннее (T1) 93°C, центральное (T2) 89°C, внешнее (T3) 91°C, что выходит за рамки оптимального диапазона. Противоположным случаем является появление центрального выступа на протекторе; в этом случае причина – чрезмерно высокое давление и недостаточно жесткая структура шины.

Это может привести к сильному износу боковин, которые, несмотря на то что центральная полоса находится при правильной температуре, будут выходить за пределы рекомендуемого диапазона и изнашиваться быстрее. В этом случае примерные температуры могут быть следующими: T1 100°C, T2 90°C, T3 95°C.

Какие факторы больше всего влияют на температуру шин?

Шины являются единственной точкой контакта между картом и трассой, поэтому они очень чувствительны к условиям, в которых работают. Основными факторами, влияющими на их производительность, являются температура воздуха и асфальта. Низкая температура дороги может привести к скольжению шин и, как следствие, к "грейнингу", а очень высокая температура может вызвать "блистеринг". Помимо температуры асфальта, важно учитывать и состояние самой трассы: сильно изношенная или слишком новая трасса не обеспечит хорошего сцепления, что усложнит достижение правильного температурного диапазона.

Наоборот, новая и достаточно прорезиненная трасса будет иметь высокие показатели сцепления, что облегчит достижение правильных температур, но также может привести к их превышению, если не выбрать правильное "холодное давление".

Измерение температуры шин важно для всех пилотов или только для профессионалов?

Новички и любители могут ограничиться мониторингом давления в горячих шинах, которое обычно составляет около 0,95 бар, чтобы получить информацию о правильной работе шин. Можно сказать, что шины, работающие с правильным давлением, будут иметь гораздо меньше проблем с температурой. Экспертам, особенно тем, кто стремится к максимальной производительности, следует серьезно относиться к анализу температур шин. Давление может показать, что шина работает правильно, но это все же общий показатель. Может возникнуть ситуация, когда, даже при правильном давлении, на протекторе появляются разрывы или неравномерный износ, требующий дополнительных анализов. Для проведения таких анализов необходимо собрать больше информации, и здесь вступает в действие пирометр, поскольку основная информация для дальнейшего анализа может быть получена только с помощью прибора для измерения температуры.

Можете привести пример проблемы с шинами, решенной с помощью пирометра?

Один яркий пример произошел со мной несколько лет назад: в день с высокой температурой воздуха и при температуре трассы около 40°C я заметил, что заднее левое колесо моего карта сильно скользило, что не позволяло достичь необходимого сцепления. Я измерил давление в шинах и обнаружил, что для всех четырех шин данные соответствовали рекомендациям производителя. В тот момент я проверил температуру и выяснилось, что средняя температура на протекторе задней левой шины составляла около 115°C. Этот показатель не был связан ни с настройкой, ни с давлением холодных шин, так как все остальные шины работали в нужном температурном диапазоне. Единственной переменной оставался XXL-радиатор, который в такой жаркий день направлял слишком горячие потоки воздуха на протектор шины. Из-за большой площади радиатора эта шина не охлаждалась свежим воздухом, как другие шины. После выявления проблемы было гораздо проще найти решение: уменьшить размер радиатора, чтобы лучше охлаждать заднюю левую шину. Без использования пирометра я, вероятно, никогда бы не нашел проблему и её решение, или же мне потребовалось бы гораздо больше времени.

Товары упомянутые в статье
В наличии
Предзаказ
арт. UNITIREIRN
41 176 ₽
В наличии
Предзаказ
арт. UNITIREIRR
43 276 ₽
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 ₽
1 шт.
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *