Каталог

Tillett - как выбрать и установить сиденье

Форма сиденья

Форма на самом деле не так важна, как многие считают. Команды любят ставить одинаковые сиденья по форме для всех пилотов. Это существенно упрощает работу. Однако, в первую очередь, важно чтобы пилоту было удобно сидеть, в противном случае, можно получить травму или "повиснуть на руле". Сравнение разных форм сидений может осуществляться только в том случае, если жесткость их материала одинаковая.

Tillett T11

Самое популярное сиденье в мире. Наклон 58 градусов. Используется во всех классах: от 12-летних детей до 130-кг здоровяков. Если пилот старше 12 лет обычно ставят T11.

Tillett T5

Идеальное сиденье для детей от 8 до 12 лет. Наклон 65 градусов. Более вертикальная посадка позволяет лучше видеть дорогу и контролировать карт. Производятся только детские размеры.

Размер сиденья

Очень важно выбирать сиденье правильного размера. Выбирать без примерки всегда немного сложнее. Наденьте защиту рёбер и комбинезон и сядьте в сиденье. Вы должны весьма плотно сидеть, но так чтобы нигде не давило. Особенно важна ширина сиденья в том месте, где находятся кости таза.

Должно быть сложно протиснуть пальцы между пилотом и сиденьем. Если где-то запас большой - можно наклеить "пенку" (туристический коврик) или специальные накладки на сиденье. Если где-то давит - обязательно берите больший размер сиденья.

Размерная шкала всегда доступна на странице Tillett.

Tillett-seat-size-chart.jpg

Жёсткость сиденья

Существует 4 типа жёсткости: Стандарт (не имеет обозначения), T, VG, VTi. Они отсортированы по мере убывания жёсткости, т.е. стандартное сиденье - самое жёсткое, T - менее жёсткое, но всё ещё жёсткое, VG - мягкое, VTi - супер-мягкое.

В менее мощных картах используются мягкие сиденья, а в более мощных - жёсткие. Например, для детских картов мы рекомендуем VTi, для Rotax мы рекомендуем VG. Для более мощных картов обычно используют жёсткие модели.

Рекомендации Стива Тиллетта по выбору жёсткости сиденья

Давайте обсудим вопрос как жесткость сиденья влияет на настройку шасси. При настройке карта обычно используют фразы "мне нужно больше держака" или "мне нужно меньше держака". На самом деле, изменяя жесткость сиденья, вы по-разному распределяете вес на каждой шине и меняете способ передачи веса каждой шине в повороте.

Условия на трассах всегда разные (имеется в виду сцепление с дорогой). Вы можете попасть в ловушку, если пытаетесь связать сцепление с жесткостью сиденья. Например, вы можете добиться держака от шин двумя способами: бóльшим пятном контакта шины с дорогой или за счет надавливания на две внешние шины. Жесткое сиденье больше переносит вес на внешнюю переднюю шину, мягкое — меньше. Мягкое сиденье позволяет заднему колесу подниматься выше, а жесткое — держит заднюю часть ровной.

Все эти умозаключения, как правило, работают, но представлены в упрощённой форме. Например, мягкое сиденье, которое не переносит вес на внешнюю переднюю шину, может фактически вызвать недостаточное сцепление. В то же время жесткое сиденье, удерживающее обе задние шины в контакте с треком и толкающее переднюю часть, также может вызвать недостаточное сцепление. Так одна и та же проблема может быть вызвана двумя противоположными настройками.

Установка сиденья

Установка сиденья в гоночном карте - это сложная, но очень важная задача. Вес водителя составляет половину веса машины, и если его распределить неправильно, у вас могут быть большие проблемы с настройкой карта. Для правильного баланса шасси важно понимать, где находится спина водителя по отношению к задней оси. Давайте представим, что вес нашего гонщика 70 кг.

Планки для установки сиденья

Для точной установки сиденья в карт можно воспользоваться листом фанеры или специальной планкой. Обычно пол сиденья устанавливают на уровне нижней части труб шасси. Возможна установка ниже труб шасси (вплоть до 5мм ниже труб), если позволяет трасса. Считается что зазор между полом сиденья и асфальтом должен быть не менее 15мм. Современные модели сидений имеют плоское дно, обычно эту плоскость оставляют параллельной полу (трассе) и не наклоняют сиденье дополнительно (исходного угла наклона сиденья достаточно).

Важные размеры при установке сиденья

Важным параметром является расстояние между задней осью карта и спиной пилота. Среднее положение сиденья бескоробочного шасси для водителя весом 70 кг и ростом 1.80 м - 15 см. Для шасси KZ эта величина составляет порядка 13.5 см. Для низкорослого и лёгкого юниора рекомендуется, примерно, 18 см.

Старые карты всегда требовали установки сиденья дальше от оси. Шасси до 2005 года с осью диаметром 40 мм использовались с зазором около 21.5 см, а карты 2005-2009 годов с осью 50 мм - примерно 18 см.

Обычно для установки сиденья используют 2 важных размера:

  • Расстояние от переднего края сиденья до передней части карта.
  • Расстояние от верхнего края сиденья до задней оси карта.

Обычно именно этими размерами оперируют производители шасси в своих рекомендациях. Данные для шасси Tony Kart.

Обратите внимание, что если вы собираетесь прикрепить большое количество свинцовых грузов к задней части сиденья, вам может потребоваться установить сиденье ближе к передней части рамы.

Советы по установке сиденья

Обязательно проверьте, чтобы уши крепления сиденья на шасси были в одной плоскости с самим сиденьем. Если это не так, воспользуйтесь большим разводным гаечным ключом и слегка подогните уши, чтобы это исправить.

Не нужно сгибать уши так, чтобы они были вплотную к сиденью. Небольшой зазор нужно оставить, хотя бы для одной шайбы с каждой стороны (металл, пластик). Никогда не используйте резиновые проставки! Это приведет к неподконтрольному непроизвольного изгибу сиденья, болт будет работать как пила и резать края сиденья, а оно само будет постепенно падать вниз.

Когда вы сверлите сиденье, предварительно отметьте будущие дырки фломастером или длинным болтом с краской на конце. Отметьте все 4 отверстия крепления сиденья, не перемещая его, прежде чем сверлить. Если между сиденьем и стойкой есть зазор, обязательно отмечайте отверстия под углом 90° к стойке сиденья. Аккуратно просверлите все четыре отверстия и при установке болтов используйте правильное количество проставок. После затяжки убедитесь, что сиденье находится в желаемом положении, затем затяните болты. Если вы используете мягкое сиденье VG или Vti во взрослом карте без каких-либо дополнительных жесткостей сиденья, рекомендуется заклепать алюминиевые опорные пластины на двух верхних стойках.

Когда сиденье на месте вы можете установить дополнительные стойки сиденья и свинцовые грузы. Вес, прикрепленный к бокам и под передней частью сиденья между ногами, должен быть немного отделен от сиденья пластиковыми шайбами. Это помогает сиденью гнуться вокруг жесткого свинца и предотвращает поломки. Также рекомендуется немного согнуть свинец под передней частью сиденья. Если предполагается установка водяных шлангов или кабелей телеметрии, убедитесь, что любое отверстие, просверленное для стяжки кабеля, находится на расстоянии более 5 мм от края. Отверстия, просверленные слишком близко к краю, могут вызвать трещину.

Чтобы подготовить сиденье к дождевым выездам, просверлите два отверстия для стока воды в самой низкой точке сиденья.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *